Совершенствуются особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Федеральным законом от 08.08.2024 № 315-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

На образовательную организацию возложены обязанности создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами).

Определение условий организации обучения и воспитания данной категории лиц осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, и в отдельных случаях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации при ее наличии).

Так для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, предусмотрено создание образовательных организаций, в том числе санаторных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Для организации обучения на дому родители (законные представители) обращаются в письменной форме с заявлением с приложением медицинского заключения, выданного медицинской организацией о наличии у ребенка заболевания, включенного в перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

Основанием для организации обучения в медицинской организации являются обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и справка, выданная медицинской организацией, подтверждающая факт госпитализации ребенка в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

На педагогических работников возложена обязанность соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, а также при необходимости взаимодействовать с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Под специальными условиями для получения образования указанными лицами понимается в том числе обеспечение предоставления услуг переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) бесплатными специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистентов (помощников), оказывающих необходимую техническую помощь, переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечение указанных специальных условий является расходным обязательством Российской Федерации.

Кроме этого, из текста Закона об образовании исключен термин "умственная отсталость" - он заменен на термин "нарушение интеллекта".

Изменения, вносимые в Федеральный закон, вступают в силу с 1 марта 2025 года.

Дополнительная информация